АРТ-Проект: СЕРия портретов
"культуры и народы ГОРНОГО АЛТАЯ ДОПИСЬМЕННОГО ПЕРИОДА"
«В этом есть что-то сокровенное, словно сам Алтай протянул мне руку, приглашая в мир прошлого. И хотя сама экспозиция ни в коем случае не претендует на скрупулезную историческую достоверность; она симбиоз внутреннего мира художника и культурно-исторического наследия. Она про каждого из нас, про эмоции, чувства и переживания. Она про путь, который у каждого свой, но несомненно имеющий пересечения. Портреты перед нами - это не просто художественные образы народов Алтая, это нечто глобальное, что соединяет нас всех; лики, смотрящие с них, также как мы любили, мечтали, шли вслед сияющим звёздам, почитали своих предков, слагали мифы и легенды, пытаясь объяснить мир вокруг себя, и конечно, оставили нам частичку своего бытия»
Е. Ухарцева
Лесистые склоны в долине реки, хрустальные озёра, отвесные кручи над ледником или сухая холмистая степь — всё это было притягательным для человека с незапамятных пор. Одни люди приходили в Горный Алтай и становились основателями целых культур, другие выходили отсюда, чтобы стать предками популяций. Здесь рождались народы и рушились государства. Эти горы знают человека могущественным, способным разрушать утёсы, менять русла рек и дорогами перечёркивать седловины хребтов. Но они помнят человека и совсем слабым — едва способным сделать скол примитивного острия или добыть искру. Камни ничего не расскажут — это сделали мы в нашей книге «Алтай. Твой гид по Республике» и аудиогиде Altai Mountains Guide. А потом возникла идея показать, как могли выглядеть те, кто жил тут в разные времена. Выбрали яркие вехи и начали с самого загадочного. Денисовский человек, люди афанасьевской, каракольской и пазырыкской культур, хунну – первая серия портретов иллюстрирует дописьменный период Горного Алтая.

«Иной»
Денисовский человек, совсем иной, нежели мы, осторожно приближается к чему-то, заинтересовавшему его. Возможно, это костёр, разведённый чужаками. На всякий случай руки крепко сжимают удобную длинную палку. Генетический след денисовцев остался у некоторых групп тибетцев и народов Океании.

Послушать аудиогид⠀⠀Прочитать историю

«Палеолитический охотник-собиратель»
Алтай – настоящая кладовая памятников эпох от палеолита до Нового времени. Что неудивительно, эта территория – признанный учёными «плавильный котёл», в котором формировались племена и народы, затем расходившиеся по свету. Не случайно одна из крупнейших языковых семей мира, куда входят все тюркские языки, носит имя – алтайская семья. Но древнейший, доисторический пласт Горного Алтая содержит куда более впечатляющий факт, доказанный современными исследованиями: предки коренных народов американских континентов вышли из Южной Сибири.

Послушать аудиогид⠀⠀Прочитать историю

«Палеолитический охотник-собиратель»
Алтай – настоящая кладовая памятников эпох от палеолита до Нового времени. Что неудивительно, эта территория – признанный учёными «плавильный котёл», в котором формировались племена и народы, затем расходившиеся по свету. Не случайно одна из крупнейших языковых семей мира, куда входят все тюркские языки, носит имя – алтайская семья. Но древнейший, доисторический пласт Горного Алтая содержит куда более впечатляющий факт, доказанный современными исследованиями: предки коренных народов американских континентов вышли из Южной Сибири.

Послушать аудиогид⠀⠀Прочитать историю

«Пришелец»
Афанасьевский человек выцеливает добычу в лесу. Это праиндоевропеец эпохи энеолита, прибывший в Горный Алтай на четырёхколёсных телегах из степей Восточной Европы. Их предки – люди Ямной культуры, – придумали колесо и приручили коня. Афанасьевцы первыми в Южной Сибири стали погребать усопших под курганами.

Послушать аудиогид⠀⠀Прочитать историю

«Солнцеглавые»
Каракольцы смотрят в небо, совершая некий ритуал. Вероятно, это погребальный обряд. Их одежда – осмысление изображений, оставленных каракольцами на камнях. «Ласты» вместо рук некоторых нарисованных фигур, могли быть меховыми декоративными элементами одежды, крапинки – нашитыми металлическими бляшками, а «лучистые головы» – коронами из перьев, символизирующими Солнце, на головах духовных лидеров, руководящих церемониями.

Послушать аудиогид⠀⠀Прочитать историю

«Солнцеглавые»
Каракольцы смотрят в небо, совершая некий ритуал. Вероятно, это погребальный обряд. Их одежда – осмысление изображений, оставленных каракольцами на камнях. «Ласты» вместо рук некоторых нарисованных фигур, могли быть меховыми декоративными элементами одежды, крапинки – нашитыми металлическими бляшками, а «лучистые головы» – коронами из перьев, символизирующими Солнце, на головах духовных лидеров, руководящих церемониями.

Послушать аудиогид⠀⠀Прочитать историю

«Сибирский скиф»
Пазырыкцы жили в неспокойные времена. Конный сибирский скиф мгновенно обернулся на звук и спустил тетиву. Загадочный народ, покрывавший тела затейливыми татуировками, носивший роскошные яркие одежды и украшения в «зверином стиле». Древние греки полагали, что золото они похищали у стерегущих сокровища грифонов – таких, как тот, что на гербе Республики Алтай.

Послушать аудиогид⠀⠀Прочитать историю

«Мечтательница»
Молодая скифская аристократка, которую через 2,5 тысячи лет прозовут «принцессой Укока» отдыхает на косогоре, мечтательно глядя в небо. Может быть, размышляет – что здесь будет, много-много времени спустя? Вдалеке пасётся её конь. Дамы её народа тщательно брились и украшали чело объёмными сложными париками из конского волоса. Никто не видит нашу героиню, поэтому она позволила своей голове отдохнуть.

Послушать аудиогид⠀⠀Прочитать историю

«Мечтательница»
Молодая скифская аристократка, которую через 2,5 тысячи лет прозовут «принцессой Укока» отдыхает на косогоре, мечтательно глядя в небо. Может быть, размышляет – что здесь будет, много-много времени спустя? Вдалеке пасётся её конь. Дамы её народа тщательно брились и украшали чело объёмными сложными париками из конского волоса. Никто не видит нашу героиню, поэтому она позволила своей голове отдохнуть.

Послушать аудиогид⠀⠀Прочитать историю

«Хищник»
Хунну высокомерно смотрит вдаль – у него нет здесь достойных соперников. Хунну – наследники Культуры плиточных могил палеосибирской монголоидной расы. Воинственные и экспансивные, они создали Хуннскую державу, простиравшуюся от Маньчжурии до Памира. Хунну изобрели дальнобойный лук и стрелы с «поющими» наконечниками, рой которых наводил ужас на врага. Их первый великий правитель (шаньюй) Модэ был отцеубийцей. Они считали удлинённые черепа красивыми и, формируя их, стягивали повязками головы младенцев. Защищаясь от хунну, в Поднебесной построили Великую китайскую стену. А их потомки начали Великое переселение народов и вошли в европейскую историографию под именем гуннов.

Послушать аудиогид⠀⠀Прочитать историю
КОМАНДА ПРОЕКТА
  • Пётр Дикарев
    Автор портретов

    Автор серии портретов впервые выступает на публике в жанре цифровой графики несмотря на то, что его работа неразрывно связана с отрисовкой раскадровок и образов персонажей. Петр многогранная личность: психолог, филолог, философ, художник – он одинаково филигранно работает с текстами и визуальными образами. В его багаже – клиническая практика и философская аспирантура, политтехнологии и общественная работа, служба в мэрии Новосибирска и премьеры на федеральных каналах, аудиогид и книга о Горном Алтае. В настоящее время он сценарист, режиссёр и радиоведущий.

Пётр Дикарев
Автор портретов
Автор серии портретов впервые выступает на публике в жанре цифровой графики несмотря на то, что его работа неразрывно связана с отрисовкой раскадровок и образов персонажей. Петр многогранная личность: психолог, филолог, философ, художник – он одинаково филигранно работает с текстами и визуальными образами. В его багаже – клиническая практика и философская аспирантура, политтехнологии и общественная работа, служба в мэрии Новосибирска и премьеры на федеральных каналах, аудиогид и книга о Горном Алтае. В настоящее время он сценарист, режиссёр и радиоведущий.
«Это воплощение моего крепнущего с годами интереса к прошлому. Историей интересовался всегда и забавно, что со временем увлекали всё более глубокие пласты – как жили те, кто был предками предков предков? Праиндоевропейцы, протомонголоиды, палеоиндейцы и прочие. Мы не знаем, как они называли себя, как звали их соседи – всё именуется по ближайшему к месту открытия населённому пункту или ярчайшему объекту материального наследия. Фатьяновская культура, андроновская, культура шнуровидной керамики (она же – боевых топоров), ямная, катакомбная и т.д. Размышлять об их жизни – завораживающее занятие. Эта серия портретов – моё осмысление того, как могли выглядеть обитатели Южной Сибири древних периодов. Рассмотрены в разных ракурсах черепа и варианты реконструкций облика. Изучены артефакты, кое-что в процессе работы существенно (порой до неузнаваемости первоначального образа) скорректировано экспертными оценками учёных. А что-то я намеренно оставил таким, как задумал, вопреки комментариям – там, где гипотезы дискуссионны. Скажем, критически плохая сохранность органических материалов, из которых изготавливался определённый тип лука, не позволяет достоверно судить – вот так быть ещё не могло или они уже догадались. Хороший пример – «каракольцы». Материальное наследие скудное, зато впечатляющие петроглифы. Думал, сопоставлял. Что за «леопардовый» хитон? Шкура ирбиса или нашитые металлические бляшки, как на костюмах алтайских камов (шаманов) тысячелетия спустя? Я предположил, что звенящие нашивки. Что за странные «вёсла» вместо кистей рук у некоторых фигур? Я допустил, что хвосты пушнины, пришитой к рукавам. Что за «солнца» вместо голов у других персонажей наскальной росписи? Я рассудил, что это привилегия каракольской знати – короны из перьев птиц. Могло быть именно так? Могло. Это моя версия. Можно принять или оспорить. Но, если она побудит зрителя думать – цель достигнута. Вам тоже стало интересно, что и как было в Горном Алтае в доисторические времена».
  • Сания Шкарбань
    Руководитель проекта

    Продюсер краеведческих проектов АМ-Гид, амбассадор Горного Алтая, бренд-стратег.

Сания Шкарбань
Руководитель проекта
Продюсер краеведческих проектов АМ-Гид, амбассадор Горного Алтая, бренд-стратег.
«Данный проект является погружением в главу аудиогида Altai Mountains Guide и книги «Алтай. Твой гид по Республике» - Народы Горного Алтая и является частью комплексного информационного продукта по Горному Алтаю. Чтобы внедрить в общественное сознание обычных людей историю, нужны не только тексты и зарисовки/ фотографии могильных курганов, раскопок, музейные артефакты, но и образы людей, проживавших в дописьменную эпоху. Пусть образы - фантазийные, но они созданы человеком, хорошо знающим историю, создавшим прекрасные тексты в нашем проекте. Поэтому и пришла идея, выступить в другом жанре не в научно-популярном, а в культурном формате арт-проекта, в котором насколько только возможно учтены рекомендации ученых в прорисовке деталей одежды, оружия, внешности. Ведь самые сильные образы, через которые информация закрепляется в голове - визуальные. Особенную важность обретает эта выставка в контексте творчества: культуры древних народов и по сей день вдохновляют местных мастеров, в контексте воспитания подрастающих поколений - любовь к родине».

  • Сергей Михайлович Киреев
    Эксперт от науки

    Наше национальное достояние, археолог, историк, педагог, авторитетный специалист по кочевническим древностям скифской эпохи Горного Алтая, старший научный сотрудник отдела фондов Национального музея Республики Алтай имени А. В. Анохина помогал понять автору портретов как выглядели те или иные артефакты, консультировал по оружию, присущему той или иной эпохе, его деталям, одежде и пр. нюансам.

Сергей Михайлович Киреев
Эксперт от науки
Наше национальное достояние, археолог, историк, педагог, авторитетный специалист по кочевническим древностям скифской эпохи Горного Алтая, старший научный сотрудник отдела фондов Национального музея Республики Алтай имени А. В. Анохина помогал понять автору портретов как выглядели те или иные артефакты, консультировал по оружию, присущему той или иной эпохе, его деталям, одежде и пр. нюансам.
«Я уже Вам говорил, что я далек от искусствоведения, его базовых постулатов и оценок. На художественные произведения у меня имеется одна эмоция и два взгляда. Эмоция проходит через сердечное восприятие, ну примерно как любовь в широком понимании. Взгляды делятся на мое видения соответствия отражения общей реальности изображения в произведении художника, и мой второй - нудный взгляд очень узкого профессионала, выявляющего конкретные прорисовки каждого предмета, исторической обстановки, реконструируемой эпохе, в соответствии с конкретными находками, научными исследованиями и реконструкциями.
Что касается эмоции. Художественное воплощение представленных фото работ Петра Дикарева меня достаточно впечатлили, особенно техникой исполнения, мельчайшей проработкой как в целом законченного произведения, так и его деталей. Буквально поразила тщательная прорисовка одеяний его персонажей, предметов их облачения, снаряжения и экипировки.
Теперь кратко конкретно о каждой работе согласно хронологии "жизни" персонажей. Петр дал название лишь трем из них, остальным наименование придумал я (в кавычках).
- "Древний человек. денисовец". Здесь практически не никаких комментариев, так как это общее видение облика и одеяний всех как иллюстраторов данной эпохи, так и литераторов. Все по устоявшимся канонам.
- Афанасьевец. Работа понравилась, замечаний нет.
- "Каракольцы". Скажу лишь о реалиях, то есть соответствия подлинным предметам этого периода, обнаруженным археологами. Сережек и украшений, изображенных на одежде одного из персонажей не найдено. А были ли на каракольских плитах изображения божеств, духов, или душ умерших людей, как пишут исследователи, или же это служители культа, как на иллюстрации П. Дикарева, мы не знаем. поэтому его интерпретация имеет право на жизнь.
- "Пазырыкец". Эта работа мне понравилась более всего, персонаж очень колоритен, в динамике, великолепная прорисовка деталей. Отлично прописано вооружение, сбруя, одежда. Замечания: в скифское время на Алтае на луках не было концевых накладок, они не найдены. Возможно, существовали какие-то деревянные усиления, но они не сохранились. Также несколько отличалась конструкция и оформление конской узды.
- "Принцесса". Здесь полное несоответствие ее прически, одежды, обуви и пр. Даже мелкая деталь: серьга в ухе изображена петелькой вверх. В действительности петелька была внизу, к ним часто прикрепляли украшения из органики, а иногда и из металла, например, золотые лепестки.
- Хунну. Очевидно, за основу Петром взято погребение так называемого "Тугозвоновского князя", обнаруженное в Алтайском крае, когда тот пребывал в молодом возрасте. Что ж, похоже, хотя имеются некоторые вольности.
- Охотник- Собиратель. Судя по наконечнику копья, это эпоха среднего палеолита и говорить об особенностях костюма мы не можем. Поэтому все отлично.
И последнее. Рисунки очень хороши, можно выставку делать, публиковать в альбомах, но не все из них в нехудожественных изданиях могут иллюстрировать реальные исторические эпохи».
  • Елена Ухарцева
    Эксперт от культуры

    Филолог и преподаватель русского и английского языков. Специалист по социокультурному проектированию, руководитель и куратор арт-проектов, аспирант НИ Томского политехнического университета помогла авторам проекта глубже и шире понять то, что они создали.

Елена Ухарцева
Эксперт от культуры
Филолог и преподаватель русского и английского языков. Специалист по социокультурному проектированию, руководитель и куратор арт-проектов, аспирант НИ Томского политехнического университета помогла авторам проекта глубже и шире понять то, что они создали.
«Во-первых, мне очень понравились образы, созданные художником, они словно полутени, одновременно живущие в прошлом и в нашем сознании…сознании тех, кто интересуется историей и культурой. Они не молчаливые, они говорящие с тобой на своём языке, словно приглашающие отправиться с ними, они хотят показать свой мир.
Во-вторых, мне безумно понравилось условное противостояние художник VS историк. Я даже записала и взяла себе этот приём на заметку.
Так получилось, что сначала я посмотрела образы, меня в какой-то момент тоже зацепила принцесса своим несоответствием, но потом я прочла слова художника, тексты и поняла, что не надо здесь никакой научной одержимости. Мы до конца не знаем всех нюансов, и надо дать возможность зрителям самим строить образы, не исторические домыслы, а именно образы в своём воображении.
Я благодарю всех организаторов передвижной выставки «Народы и культуры Горного Алтая дописьменного периода» за возможность глубокого осмысления проекта до его широкой публичной презентации. В этом есть что-то сокровенные, словно сам Алтай протянул мне руку, приглашая в мир прошлого. И хотя сама экспозиция ни в коем случае не претендует на скрупулезную историческую достоверность; она симбиоз внутреннего мира художника и культурно-исторического наследия. Она про каждого из нас, про эмоции, чувства и переживания. Она про путь, который у каждого свой, но несомненно имеющий пересечения. Портреты перед нами - это не просто художественные образы народов Алтая, это нечто глобальное, что соединяет нас всех; лики, смотрящие с них, также как мы любили, мечтали, шли вслед сияющим звёздам, почитали своих предков, слагали мифы и легенды, пытаясь объяснить мир вокруг себя, и конечно, оставили нам частичку своего бытия…»
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
«Когда год назад Пётр показал мне скифского лучника, я как обычно, искренне удивилась и восхитилась его талантом. Но каких-то идей тогда не родилось. Примерно год назад выдающийся российский поэт и эссеист Владимир Алексеевич Берязев оставил в «Литературной России» отзыв о нашей книге и особенно выделил раздел о народах и культурах. Он отметил, что для него «наиболее привлёкшими внимание стали статьи и изобразительные материалы по археологии и истории: Денисова пещера с её 50-ти тысячелетней древностью, петроглифы, раскопки афанасьевцев, каракольцев, пазырыкцев, период хунну и Джунгарии, эпос, экономика и обряды древнего Алтая». Но тогда ещё картинка в моей голове не сложилась. А Пётр, тем временем, всё рисовал и рисовал, подбирал образы – и вот уже «Принцесса Укока» взломала мой мозг своей мечтательностью. А что – ведь она тоже мечтала, и в жизни точно не выглядела так торжественно-строго, как в погребальном наряде. Потом появился денисовский человек, каракольцы. Научное сообщество историков и археологов, которым я показывала картинки, не оценили нашего творчества, ведь тут же половина – интерпретация художника. Кто достоверно знает как они тысячелетия назад выглядели? Что делать дальше с замечательными портретами не было понятно, хотя мысль в голове начала яростно блуждать в поисках реализации. И как-то пришла мысль, что не обязательно напрямую воздействовать научпопом на мозг, как правило с клиповым мышлением. Нужен культурный мостик между сложной исторической информацией и сознанием обычного человека, так или иначе интересующегося Алтаем – в нашем варианте в виде галереи портретов. Когда концепция оформилась, мы ограничились дописьменным периодом. Надеемся, что посетители выставки впечатлятся портретами и дальше им станет интересно, а что вообще известно об этих народах". Сания Шкарбань
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
  • Государственная публичная научно-техническая библиотека России, крупнейшая научно-техническая библиотека России
  • «Чистый Алтай», международный волонтерский экологический проект
  • Телеграмм-канал Златы Фетисовой о путешествиях по России
  • Государственная публичная научно-техническая библиотека России, крупнейшая научно-техническая библиотека России
  • «Чистый Алтай», международный волонтерский экологический проект
  • Телеграмм-канал Златы Фетисовой о путешествиях по России
Адреса выставок

г. Новосибирск, ул. Восход 15, ГПНТБ


пос. Чемал, ул. Пчелкина 60б, магазин канцтоваров "Слово"

Будем благодарны за отзыв о проекте!

Оцените выставку
Made on
Tilda