Дипломатия «невмешательства» начала складываться ещё в древнем Китае в период Чжоу, когда империя, окружённая варварами, вынуждена была налаживать с ними мирные отношения. Кочевая элита приносила дань в знак зависимости китайскому государю, но полученные в ответ подарки по стоимости превосходили подношения. Совершив должные обряды при ханьском дворе, предки моголов и тюрков возвращались домой и продолжали жить по своим обычаям. Постепенно они впитывали экономические, политические и культурные особенности китайского общества, накапливая опыт жизни в государстве, что позже пригождалось при создании собственных империй — от Гуннского союза до Золотой орды.
В монгольской традиции отражением принципа «невмешательства» стало понятие «унаган богол», которым обозначалась завоеванная чужеродная общность. Зависимое население получало опыт развитой государственности, но сохраняло прежние внутренние связи. Такая форма взаимоотношений подчинённых и господствующих народов в случае гибели последних легко позволяла первым входить в новые политические образования либо возглавлять их. Самой яркой иллюстрацией здесь служат взаимоотношения Орды и вассальных княжеств Руси.
Куда более ранний пример — Майминская культура, возникшая на рубеже северных предгорий Алтая и лесостепей в междуречье нижнего течения Бии и Катуни и верховьях Чумыша и Западном Салаире. Здесь кочевая волна монголоязычных племён хунну, накатившись с юго-востока, соприкоснулась с местным населением и постепенно образовала майминскую общность. Она занимала небольшой ареал и существовала на протяжении пяти с лишним веков — от I века до н. э. до середины V века н. э. Проживали майминцы в довольно крупных посёлках по берегам. Часть их была укреплёнными городищами, занимавшими длинные береговые мысы, с трёх сторон окружённые обрывами высотой до 30–40 метров. Четвёртая сторона была узким проходом, перегороженным несколькими валами со стенами из плетня и рвами. Внутри были наземные деревянные постройки с плоскими крышами и землянки. В центре жилищ — по одному (реже двум) обложенному камнем очагу на глиняных подушках. Имелись и производственные площадки — ямы для обжига глиняной посуды и плавки металлов.
Схожесть в планировке майминских селений с городищами, основанными хунну в Забайкалье, позволяют предполагать, что освоение зоны северных предгорий Алтая — часть единой внешней политики державы Хунну. После неудач в войнах с китайцами в последней трети II — середине I веков до н. э. они пыталась компенсировать свои потери на Юге, основывая оседлые центры на Севере.
В хозяйствах майминской культуры преобладал крупный рогатый скот, затем шли лошади, овцы, козы и свиньи. Вторым важным занятием было подсечно-огневое земледелие. Серьёзную роль играли охота и рыболовство. Майминцы шили кожаные одежды, пряли и вязали из шерсти, знали гончарное дело и производили оружие — составные луки и стрелы хуннского типа. Покойников хоронили в простых ямах на подстилках из органики, на спинах, головами на север и северо-запад. Над могилами насыпали небольшие земляные курганы.