Чтобы снискать благосклонность
ээзи, алтайцы совершают обряды. Для благополучного преодоления перевала его духу-хозяину
делают подношения: - привязывают к определенным деревьям жертвенные ленточки jалама;
- сооружают пирамиды из камней или хвороста обоо;
- брызгают каплями молока или молочной водки алтай аракы.
После этого
к духам обращаются с просьбами-заклинаниями —
алкы
шами. Тексты различаются в зависимости от ситуации, но имеют одинаковую структуру:
- Вступление состоит из обращения к высшим силам и их восхваления.
- В основной части излагается просьба исполняющих обряд.
- В заключение благопожелания звучат сакральные слова: Oн куруй; Алас, алас; Чёёк-чёёк.
Алкыши выразительны, поэтически возвышенны и содержат много повторов, свойственных древним сказаниям.
Похожие действа совершаются в честь духов-хозяев горы, реки, озера, урочища или целебного источника. Например, к
аржану (целебный источник) обычно приходят в новолуние утром группой, во главе которой человек, знающий все тонкости проведения обряда. Именно он обращается к духу-хозяину, представляет каждого прибывшего по имени, называя их род, и передавая их просьбы.
"Эне jердиҥ эдегинеҥ Эбирип келдеер, аржаным!
Санаа болуп Алтайга Алкыш экелдеер, Кутугым!
Jоболтомды jоголтып салзар,
Сынымды сергидип салзар,
Баш болзын, байлу аржаным!""Из матери-земли
Возвратился священный источник!
Как добродетель Алтая
Благословение принес целебный источник!
Заберите мои хвори,
Исцелите мое тело
Обращаюсь к Вам, мой священный источник!"
Некоторые целебные источники имеют конкретное предназначение: от болезней глаз и желудочно-кишечного тракта, от ломоты в суставах и сердечно-сосудистых заболеваний, от кожных недугов и бесплодия. Другие улучшают общее самочувствие или излечивают сразу от нескольких хворей.
В алтайских легендах духа воды и целебного источника представляют в виде молодой девушки или женщины, либо почтенного седого старца. И если о хозяине той или иной реки бытуют короткие рассказы или известно одно лишь имя, то о духах
аржанов сложены истории с реальной исторической подоплекой или с мифологической основой. В них особо отмечены правила охраны чистоты и целебных свойств источника, за нарушение которых следует кара.
Существует поверье, что дух-покровитель намекает людям, понравился ему их визит или нет. Так, если после посещения кто-либо встретит змею, зайца, марала или косулю, это означает благосклонность. Но если рассказать кому-то об увиденном, милость
эззи сменится на гнев за болтливость.
А теперь вернемся к подношениям духам-покровителям.