Самой обоснованной в алтаистике считается гипотеза, выдвинутая лингвистом Баскаковым. Согласно ей, алтайские
языки изначально разделились на три основные ветви:
- тюркско-монгольскую;
- тунгусо-маньчжурскую;
- японо-корейскую.
В ходе дальнейшего развития тюркско-монгольская ветвь распалась на:
- тюркскую с западно-хуннским и восточно-хуннским подразделениями;
- монгольскую с ойрато-калмыцким, халха-монгольским, бурятским и монгольским.
Тунгусо-манчжурская ветвь разделилась на:
- тунгусскую с эвенкийским и нанайско-гольдским языками;
- маньчжурскую, делящуюся на маньчжурскую и чжурчженьскую речи.
А японо-корейская ветвь, соответственно, породила следующие языки:
- японский;
- рюкюский;
- корейский.
Тысячелетиями находясь на стыке языков и культур, племён и народов, Горный Алтай являет собой масштабную этническую, лингвистическую и конфессиональную мозаику. Тому пример топографические наименования, которые начали письменно фиксировать в 18 веке. До тех пор кочевые народы хранили их в устной памяти. Естественно, что-то забывалось и переосмысливалось, особенно заимствованное от прежних культур. Новые племена подбирали свои объяснения утраченным смыслам. Поэтому многие древние топонимы настолько искажены, что дать им сейчас единственно верное истолкование едва ли возможно. Но есть ряд распространённых в названиях Горного Алтая тюркских слов, которые помогут тебе понять, почему то или иное зовётся именно так, а не иначе.